Название экологической тропы: «Удивительное рядом»
Авторы-разработчики: управление по образованию, спорту и туризму Любанского райисполкома, государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Любани».
Цель: создание условий для непрерывного экологического образования детей, развития экологической культуры личности через формирование практического опыта природопользования.
Задачи:
- осуществление комплексного подхода к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке;
- воспитание любви к природе, школе, малой родине; формирование экологической культуры;
- привлечение учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах;
- организация активного отдых учащихся на природе в период школьных занятий и во время летнего отдыха.
Местонахождение: экологическая тропа «Удивительное рядом» размещается на территории дендропарка Любанского лесхоза, расположенного в 16 квартале Любанского лесничества.
Краткое описание маршрута: на территории насчитывается более 150 видов растений; в размещении растений дендропарка принят ботанико-географический принцип, при котором деревья и кустарники высажены ландшафтными группами структура экотропы включает в себя природный ландшафт и художественное оформление маршрута; посетители экотропы имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за растительным и животным миром в естественных условиях. На начальной точке маршрута экотропы планируется до 25 мая 2021 года установить стенд с названием, карто-схемой, краткой информацией о маршруте и правилами безопасного поведения для посетителей. Маршрут включает 5 станций на которых будут оборудованы информационные стенды с названиями и краткими сведениями о природных объектах. При проведении экскурсии информация дополняется рассказом экскурсовода. На станциях экотропы можно проводить экологические игры, осуществлять исследовательскую деятельность. Разрабатывается путеводитель экотропы, который дает возможность самостоятельно познакомиться с объектами на маршруте.
Протяженность маршрута 2000 метров; расстояние между станциями – 200-500 метров.
Время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода): для учащихся первой ступени обучения – до 45 минут, для учащихся второй и третьей ступеней обучения – до 60 минут.
Режим использования экотропы: данная экотропа может использоваться в течение всего года; во время экскурсий по учебным предметам «Человек и мир», «География», «Биология», проведение занятий по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» (ориентирование на местности), «Изобразительное искусство»; в летний период во время работы школьных лагерей.
Допустимая нагрузка на экотропу (максимальное количество посетителей): в течение одной экскурсии до 20 человек, максимальное количество посетителей за неделю до 200 человек.
Описание экскурсионных объектов: на протяжении маршрута экотропы запланированы 5 станций, где можно подробно ознакомиться с представителями флоры и фауны, со сложившейся экологической ситуацией. На 5 тематических стендах (проект стенда прилагается с номерами и названиями планируется размещение информации с иллюстрациями и фотографиями):
- станция №1 «Флора Европы»: ель сербская, сосна обыкновенная, ива козья, береза повислая и бумажная, граб обыкновенный, дуб черещатый, клен остролистный, лещина обыкновенная и др;
- станция №2 «Флора Северной Америки» - ель колючая и канадская, лиственница американская, сосна желтая, клен сахарный и др.;
- станция №3 «Зеленая аптека. Муравейники»
- станция №4 «Плодовый сад».
- станция №5 «Флора Сибири» - лиственница сибирская, яблоня ягодная, акация желтая, боярышник сибирский и др.
Список оборудования экотропы: информационный стен (название, карта-схема экотропы, правила безопасного поведения для посетителей и т.д.), 5 информационных стендов с текстами, фотографиями и иллюстрациями, указателями, схемами, символические экологические знаки, площадки для отдыха.
Правила безопасного поведения для посетителей (приложение 1).
Правила пожарной безопасности (приложение 2).
Необходимые мероприятия по уходу за экотропой: периодический мониторинг состояния маршрута, укрепление и ремонт объектов оформления, обновление материалов на информационных стендах.
Ответственное лицо: Марченко Т.Н., заведующий ГУО «Любанский районный учебно-методический кабинет»; Костюковец Н.А., заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №1 г.Любани».
Карта-схема маршрута
Правила безопасного поведения для посетителей
Дорогие друзья!
Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение к природе своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а Вам – здоровыми и счастливыми.
Пожалуйста:
Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо.
Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы.
Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
Не ломайте деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их ствол и корни являются важным звеном в цепи всех компонентов экосистемы.
Не разводите костры. Даже если кто-то сделал это здесь до Вас. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно.
Не делайте надписей на камнях и деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.
С уважением относитесь ко всем животным и птицам. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория.
По этой же причине не берите с собой на экотропу домашних животных. Дикие и домашние животные вряд ли поймут друг друга.
Если на маршруте Вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему – это опасно для Вас. И не делайте попыток кормить диких животных – это опасно для них.
Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите и услышите больше.
По возможности не сходите с тропы: Вы можете нечаянно спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука – и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме. Единственное исключение – чрезвычайные обстоятельства.
Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только Вас, но и тех, кто придет после.
Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.
Правила пожарной безопасности
С правилами пожарной безопасности посетителей знакомит экскурсовод перед входом на тропу в устной форме, а также можно познакомиться с правилами пожарной безопасности на стенде перед входом на тропу. Перед началом маршрута все посетители должны в обязательном порядке подписать журнал по технике безопасности, подтвердив, что они ознакомлены с правилами поведения на маршруте.
1. Движение по маршруту должно выполняться компактной группой в пределах зрительной или голосовой связи. Идти следует за экскурсоводом.
2. При проведении целевых наблюдений, экскурсий группу учащихся должны сопровождать не менее 2 взрослых.
3. С целью оказания первой медицинской помощи при травмах во время проведения экскурсий сопровождающему педагогу необходимо иметь с собой медицинскую аптечку с набором обязательных медикаментов и перевязочных средств.
4. Осмотреть одежду, обувь учащихся на соответствие погодным условиям. В жаркие летние дни воспитанники должны иметь светлые головные уборы (косынки, панамы).
5. Не допускается организация экскурсии на одном участке (станции, остановке) одновременно 2-х групп учащихся.
6. Запрещается оставлять учащихся во время экскурсии без наблюдения педагога.
7. Запрещается учащимся трогать руками животных, колючие растения, пробовать на вкус какие-либо растения, грибы, плоды во избежание отравлений и желудочно-кишечных заболеваний.
8. Запрещается пить сырую воду, есть немытые корнеплоды, ягоды, фрукты.
9. В теплое время года сопровождающему педагогу необходимо через каждые 30 мин обеспечить питьевой режим учащимся.
10. Хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке учащимися разрешается только после осмотра территории ответственным педагогом на безопасность.
11. Запрещено лазание учащихся по ограждениям, перилам, деревьям.
12. Педагог обеспечивает контроль выполнением учащимися требований личной гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не бросать друг в друга песком, землей и пр.).
13. Рекомендовано каждые 3-4 часа осматривать себя на предмет обнаружения клещей.
14. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.
раскрыть » / « свернуть