Требования к современному уроку
Формулировки целей урока
Рефлексия как средство самооценки
Механизм системно-деятельностного подхода
Требования к современному уроку
Метапредметные компетентности учащихся
|
Регулятивная (М1)
|
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
2.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3.Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
4.Адекватно воспринимать оценку учителя.
5.Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
|
Информационная (М2)
|
1.Осуществлять поиск необходимой информации.
2.Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
3.Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
4.Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
5.Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
|
Познавательная (М3)
|
1.Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
2.Проводить сравнение по заданным критериям.
3.Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
4.Обобщать.
5.Устанавливать аналогии.
|
Коммуникативная (М4)
|
1.Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
2.Учитывать разные точки зрения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
3.Использовать речь для регуляции своего действия.
4.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
5.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
Требования к уроку
|
Традиционный урок
|
Урок современного типа
(метапредметный)
|
Объявление темы урока
|
Учитель сообщает обучающимся
|
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)
|
Сообщение целей и задач
|
Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания
|
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)
|
Планирование
|
Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
|
Практическая деятельность обучающихся
|
Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
|
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
|
Осуществление контроля
|
Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы
|
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
|
Осуществление коррекции
|
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию
|
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
|
Оценивание обучающихся
|
Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке
|
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует
|
Итог урока
|
Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили
|
Проводится рефлексия
|
Домашнее задание
|
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
|
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
|
Традиционные задания
|
Обновленные задания
|
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
|
Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника ВОВ. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести, а за какие - гордился? Свое мнение объясни.
|
Перечислите отличия растений от животных.
|
Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
|
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.
|
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
|
Определите площадь прямоугольника.
|
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
|
Формулировки целей урока
Посредственный учитель излагает;
хороший учитель объясняет;
выдающийся учитель показывает;
великий учитель вдохновляет!
Л.Толстой
ТИП УРОКА
|
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ
|
Формирование новых знаний
|
Учащиеся должны:
– иметь представление о…
– иметь общее понятие о…
– распознавать…
– понимать содержание…
– ориентироваться в причинно-следственных связях…
– уметь выявлять закономерности…
|
Формирование новых умений и навыков
|
– уметь применить знания в стандартной ситуации;
– уметь самостоятельно выполнить задание…
– уметь раскрыть способ выполнения задания…
|
Закрепление и совершенствование знаний
|
– знать конкретную информацию…
– уметь (решить, провести анализ, сформулировать)…
– уметь воспроизводить полученные знания…
|
Систематизация и обобщение учебного материала
|
– знать…
– уметь систематизировать учебный материал…
– уметь делать обобщение…
|
Проверка и оценка знаний
|
В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) учащиеся должны:
– уметь узнавать при внешней опоре…
– уметь воспроизводить по образцу…
– уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…
– уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…
|
Способы постановки обучающей цели по планируемому результату (Запрудский Н.И.):
- владение учениками следующими умениями: находить, давать определение, описать опыт;
- планируется (предполагается), что к окончанию урока будут знать: формулу…, определение…, будут уметь…;
- планируется, что на выходе с урока ученики смогут выполнить тест… (смотри приложение)
Распространенные ошибки формулирования целей урока:
1. Отображение учителем своей деятельности или содержания урока, например: познакомить учащихся…, показать, рассказать учащимся… и т.п.
2. Определение учителем порядка деятельности учащихся, например: учащиеся выполняют…, решают…, знакомятся… и т.п.
3. Определение учителем цели урока для себя, а не для учащихся.
4. Постановка развивающей цели конкретного урока, а не ряда уроков, связанных одной темой.
Рефлексия как средство самооценки
Рефлексия (лат. – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также осознание, а также осознание себе в деятельности. Сосредоточим внимание на той разновидности рефлексии, которая подразумевает анализ осуществляемой и уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее хода и результатов, повышения ее эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии обдумывается не только исполненная деятельность, но и выстраивается будущая.
Перечень обсуждаемых вопросов зависит от типа урока. Например, на уроках изучения нового материала вопросы могут быть следующими:
- Как связан данный материал с тем, что изучалось ранее?
- Что вызвало у вас затруднение? Почему это случилось?
- Какой аспект в новой теме вам представляется наиболее важным? Почему?
- Можно ли изучать предъявленный на уроке материал в другой последовательности? В какой?
- В какой степени вы достигли своей цели? На чем строится ваше убеждение, что это так?
- Над чем, на ваш взгляд, следует поработать дома?
Если на уроке учащимися решалась, например, физическая задача, вопросы могут быть такими:
- О каких физических явлениях шла речь в задаче, которую вы решили (решали)?
- Какие законные, формулы вы применили для решения задачи?
- На каком основании были использованы именно эти формулы?
- Были ли трудности при решении задачи? Если да, то в чем они состоянии?
- Как вы преодолевали эти трудности?
- Какой была последовательность решения задачи?
- Как вы убедились в правильности решения задачи?
- Насколько рациональным было решение задачи?
- Что можно и лучше бы сделать по-другому?
- Какими другими способами можно решить эту задачу?
- Как будет решаться данная задача, если условие изменилось следующим образом…?
- Как будет выглядеть алгоритм решения задач подобного типа, который можно было бы предложить учащимся другого класса?
Предлагаем возможные вопросы для уроков обобщения и
систематизации знаний:
- Попробуйте просмотреть свою деятельность на уроке в обратном
направлении. Если у вас целостная картина изученной темы? Если есть, то как она выглядит?
- Какие вы выделяете ведущие идеи в изученной теме?
- В какой степени вы готовы к предстоящей контрольной работе?
- Что вы собираетесь еще повторить?
Механизм системно-деятельностного подхода
Механизмом реализации системно-деятельностного подхода являются следующие технологии:
- информационные и коммуникативные технологии.
- технология, основанная на создании учебной ситуации.
- технология, основанная на реализации проектной деятельности.
- технология, основанная на уровневой дифференциации.
- технология деятельностного метода.
Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода предполагает следующую
последовательность шагов на уроке:
|
Этапы урока
|
Организующая роль учителя
|
1
|
Мотивация к учебной деятельности
|
Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
|
2
|
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
|
3
|
Выявление места и причины затруднения
|
Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
|
4
|
Построение проекта выхода из затруднения
|
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
|
5
|
Реализация построенного проекта
|
Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
|
6
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
|
7
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
|
8
|
Включение в систему знаний и повторение
|
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
|
9
|
Рефлексия учебной деятельности.
|
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
|
раскрыть » / « свернуть